ГИРИШ КАРНАД

http://s60.radikal.ru/i168/1002/55/6c7b9603b1b6.jpg

Среди многих творческих ипостасей Гириша Карнада актерская, по мнению самого художника, далеко не главнейшая. Он кинорежиссер, сценарист, театральный драматург; и пьесы и фильмы, снятые им или созданные по его сценариям, стали принципиально важным событием не только в искусстве его родного штата Карнатака, но и во всей Индии, получив отклик и далеко за ее пределами. В течение двух лет он был ректором киноинститута в Пуне и в этом качестве также немало сделал для воспитания молодых кинематографистов.
Свою актерскую деятельность Карнад объясняет причинами исключительно меркантильного свойства. Гонорары режиссеров некоммерческого кино в Индии невелики, прожить на них трудно, особенно если учесть продолжительность времени, которого требует каждый фильм. Быть актером намного выгоднее, тем более если учесть, что, достигнув популярности, Карнад мог сниматься одновременно в семи-восьми фильмах. "Если я и принимаю участие как актер в фильмах, то лишь для того, чтобы поддержать свою работу в качестве режиссера". (Rinki Bhattacharya. Girish Karnad Unravels Himself. "Cinema India - Intern.", 1984, Jul. - Sept., p. 36.)
Начало своей киноактерской карьеры Карнад также объясняет факторами достаточно случайного свойства. Он пришел в кинематограф, чтобы перенести на экран поразивший его воображение роман У.-Р. Анантамурти "Последний ритуал". "Я чувствовал, о боже, что если не я написал это, то я должен хотя бы сделать по этому фильм". (Rinki Bhattacharya. Op. cit., p. 36.) Карнад написал сценарий, режиссером был Паттабхи Рама Редди. Это был первый в кинематографе каннара фильм "новой волны", и, естественно, актеров для него надо было искать вне системы коммерческого кинематографа. "Я не собирался играть главную роль, - вспоминает Карнад, - я хотел изучить кинопроизводство. Поэтому я предпочел бы быть ассистентом режиссера. Но Паттабхи сказал: "Где нам взять актера, которому можно было бы доверять? Ты знаешь язык, ты знаешь сценарий, ты знаешь роман, ты знаешь жизненный фон. Так что тебе и играть". (Indian Cinema Superbazaar. Ed. by Aruna Vasudev, Philippe Lenglet. New Delhi, 1983, p. 217.)
Сегодня без сыгранных Карнадом ролей трудно представить индийский кинематограф. В числе важнейших среди них - роли, сыгранные в "Конце ночи" и "Пробуждении" Шьяма Бенегала, "Господине" Басу Чаттерджи и "Пороге" Джаббара Пателя, который демонстрировался вне конкурса на Московском кинофестивале 1983 года. В этих работах Карнад предстает как актер умный и тонкий, интеллигентный не только по внешнему облику и профессиям сыгранных им героев, но по самому своему внутреннему устройству.
В "Конце ночи" Карнад играет школьного учителя, по своей воле приехавшего в глухую деревню учить детей забитых, неграмотных, полностью покорных феодалу крестьян. Чудаковатый, неприспособленный к жизни, он сталкивается с теми ее сторонами, о которых прежде не имел представления. Его жена становится жертвой насилия - ее похищают, делают своей наложницей братья помещика; все в деревне знают об этом и молчат - боятся, все уже привыкли к подобному. Карнад подробно, глубоко исследует эволюцию своего героя - то, как растерянность, чувство собственного бессилия сменяются готовностью бороться, решимостью дать злу отпор, поднять крестьян на восстание...
Близок к этому же человеческому типу и доктор Рао из "Пробуждения". Это тоже городской человек, оказавшийся в деревне, на этот раз с целью помочь созданию молочного кооператива. Внутренне глубоко честный, привыкший верить людям, желать им добра, он сталкивается с методами борьбы, к которым явно непривычен, - подлостью, клеветой, запугиванием, откровенным бандитизмом. Успешно противостоять им, увы, можно, лишь самому приняв те же методы на вооружение. Рао на это не способен. Он терпит поражение и должен вернуться в город. Но его поражение не абсолютно. Те же человеческие качества, которые помешали ему победить в столкновении со злом, оставили свои семена в человеческих душах, помогли им начать путь к распрямлению...
Роль Гханшьяма в "Господине" Чаттерджи выдержана в ключе ином - ироничном, близком к комедийному. Женившись на девушке, прежде любившей другого, еще не освоившейся со своим новым положением, герой Карнада проявляет и мудрость, и терпение, и чувство доброго юмора, чтобы помочь ей разобраться в собственных чувствах, понять, что именно он для нее самый близкий, самый необходимый ей человек.
Роль Карнада в фильме "Порог" как бы противоположна Гханшьяму по своей сути. Муж героини, которого он играет, преуспевающий юрист, не может понять, что заставляет его жену столько времени и душевных сил отдавать находящимся под ее опекой женщинам с исковерканными судьбами. Ведь они для нее чужие. На этот раз все тот же интеллигентный облик лишь внешняя оболочка героя, в сути же своей, актер раскрывает это, он неинтеллигентен, душевно черств, ограничен.
Как видно уже из этих работ Карнада, у них есть своя внутренняя тема - тема человеческой духовности, проявляющейся в различных обстоятельствах, сталкивающейся с условиями реальной жизни, с проблемой нравственного выбора. Это роли, для которых нужен актер-личность, человек с богатым внутренним миром. Так что и работа в актерском качестве, во всяком случае в наиболее значительных из ролей, для Карнада глубоко не случайна. Она закономерное продолжение его драматургического и режиссерского творчества.

Источник: Липков А. Актеры индийского кино. // Кино Индии

Его фильмография: http://www.imdb.com/name/nm0439784/

http://madhuridixit.forum24.ru/?1-9-0-0 … 1248808998

Отредактировано mari-lance (2010-02-27 01:41:54)