Наргис
1 июня 1929 - 3 мая 1981
Наргис была одной из величайших индийских актрис за все время. Ее исполнение было настолько натурально и естественно, крайне не характерно для индийского кино того времени, которое все еще оставалось довольно шумно и театрально.
Дочь актрисы, певицы и киносоздателя Джадданбаи. Когда Наргис было пять лет, мать представила ее в кино, как Бэби Рани.
Ее первая взрослая роль была в фильме Мехбубу Кхана Taqdeer (1943) в паре с Мотилалом. Она так же проявила себя в фильме Humayun (1945) в роли Хамиды Бано, но настоящая популярность пришла к ней с фильмами Andaaz (1949) и Barsaat (1949). Andaaz до сих пор остается одним из популярнейших треугольников индийского кино с великолепным исполнением Наргис как современной женщины в раздумиях между Дилипом Кумаром и Раджем Капуром.
В 1955 году Наргис подписала контракт на фильм Мехбуба “Mother India”. Это был ее способ объявить миру о том, что легендарная история любви закончилась. Она оставила Раджа Капура и пыталась начать сначала.
Почти десятилетие своей жизни Наргис посвятила Раджу и его RK Films. Она была эмблемой студии и ее вдохновением. Она отказала нескольким киносоздателям, и продолжала принадлежать Раджу Капуру всецело... до “Mother India”.
Первая леди индийского кино, которую уже было списали со счетов, вдруг начала получать множество предложений. Но она дала ясно всем понять, что хочет сконцентрироваться на фильме Мехбуба.
Совсем недавно она отказалась от роли стареющей женщины, и вот в “Mother India” она должна была играть мать двоих взрослых сыновей. Мехбуб говорил – «никакого макияжа».
Просмотрев сценарий, она поняла, что ей придется ходить по полям день за днем, но она не жаловалась – это была роль, которая попадается раз в жизни. История была о молодой женщине, которая вынуждена пахать землю на себе после того, как ее муж бросает ее. Фильм заканчивается тем, что она стреляет в своего сына, который стал преступником. Наргис знала, что ее исполнение раз и навсегда утихомирит критиков, которые говорили, что она не сможет существовать без Раджа Капура.
Мехбуб был счастлив что его «дитя» вернулось к нему. Он всегда знал, что она была особенной, даже когда ей было всего шесть лет, и у нее были грустные глаза и застенчивая улыбка. В далеком 1937 году он принял Бэби Фатиму на роль дочери падшей женщины в Talash-e-Haq. Потом он потерял ее на 7 лет, когда ее мать, Джадданбаи настаивала на том, что ей нужно учиться. Когда ей исполнилось 14, Мехбуб вернулся пытаясь убедить Джадданбаи разрешить дочери сняться в его фильме Taqdeer. Мать согласилась, но дочь отказалась. Фатима хотела стать доктором, а доктора не снимаются в кино.
В одно прекрасное утро Мехбуб уговорил Фатиму заглянуть на студию. Ее усадили на диван и дали ей читать техт с листа. Камеру включили, и когда девочка закончила говорить, Мехбуб закричал – «Давайте скорее сладости! Мы нашли свою героиню!». Фатима была испугана. Мехбуб усадил ее на колени, и нежно объяснил, что если она откажется сейчас, много денег будет потеряно. Он обещал ей, что после того, как они закончат фильм, она сможет вернуться к своим занятиям в школе. Со слезами на глазах Фатима согласилась.
Фатиму переименовали в Наргис, и Taqdeer, который был версией «Пигмалион» Бернарда Шоу стал хитом.
Режиссер последовал с Humayun и широко восхваляемым Andaz. Мехбуб был несомненно любимым режиссером Наргис. «Я могла понять что он хочет, с одного его взгляда» - говорила она.
В 1955 году она была нужна Мехбубу так же как и он ей. Он передал три мало-бюджетных фильма своим ассистентам. Он был уверен в их таланте, но не уверен, что их работы станут кассовым успехом. Ему нужен был верный успех, и он решил переснять свой успешный фильм 1940 года “Aurat”.
“Aurat” был основан на американском The Good Earth, снятому по новелле Нобелевкого лауреата Перл С. Бака. История о бедной китайской семье тронула Мехбуба до слез. Он сам вырос в бедной семье в Гуджарате, и мог понять переживания героев.
Его ассистент, Бабубхаи Мехта внес в сценарий некоторые детали из романа Максима Горького «Мать». Мехбуб понимал, что римейк этого фильма в цвете будет иметь не меньший успех чем оригинал. Не хватало только главной героини, которая будет исполнять роль Сардар Ахтар, которая стала женой Мехбуба после фильма Aurat.
Он подписал Наргис на роль матери, и Дилипа Кумара на двойную роль – мужа, и своенравного сына Бирджу. Это был первый раз, когда эти двое встречались после их ссор на съемках Hulchul в 1951 году. На студии Раджа Капура Наргис было дозволено все, но Дилип Кумар продолжал вмешиваться с советами по поводу местарасположения актеров, и их диалогов, что в конце концов вывело Наргис из себя. Но теперь, когда она разорвала отношения с Раджем Капуром, она не возражала помириться с «Королем Трагедии». Она приняла Дилипа как своего экранного мужа и сына.
В один прекрасный день комедийный актер Мукри спешил к Сунилу Датту с вестью, что Мехбуб желает встретиться с ним. Сунил знал, что две важные роли в фильме уже распределены. Наргис играла главную роль, и после отказа Дилипа Кумара, голливудская звезда Сабу был принят на его роль. Мехбуб предложил Сунилу сыграть хорошего сына, которого играл в оригинале Сурендра. Это была небольшая роль, но Сунил принял предложение. «Мне хотелось сниматься против всемирно известного Сабу» - вспоминает Сунил. Хотя Сабу был достаточно молод, что бы играть сына Наргис, в итоге Мехбуб пришел к выводу, что индийская публика не сможет принять чужестранца в этом фильме, и Сабу был отправлен обратно в США, а Сунил получил роль плохого сына.
В отличие от Дилипа или Сабу Сунил не был звездой. Его единственным преимуществом было его происхождение. От так же как и Мехбуб родился в бедной семье. Балрадж (настоящее имя Сунила) был воспитан матерью после смерти отца. После разделения Индии они были вынуждены перейти границу и жить в маленькой деревне Мандоли. Сунил закончил школу там и переехал в Бомбей.
Сунил был так увлечен фильмом, что начинал жить своей ролью наяву. «Я вдруг становился очень раздражительным, мог накричать на друга, или даже побить его» - вспоминает он. Он выходил гулять поздно ночью бродя по улицам населенным бродягами. «Это было очень опасно и могло стоить мне жизни» - говорит Сунил. Но в те времена оно того стоило.
Другой молодой актер – Раджендра Кумар, был принят на роль хорошего сына. Он вспоминает свой первый день на съемках. «Детка, - Мехбуб повернулся к Наргис – это твой сын. Раджендра, это твоя мать.» Так состоялось знакомство. Всего несолько дней назад Мехбуб представил подобным образом Сунила и Наргис. Он хотел, что бы его актеры общались друг с другом, и чувствовали себя комфортно в обществе своих партнеров по экрану. Прошло не много времени, и Наргис начала проводить много времени со своими «сыновьями», особенно с простым и скромным Сунилом. Он видел все ее фильмы, и однажды прождал множество часов под ее домом в надежде взглянуть хоть одним глазком на эту героиню.
Сунил впервые увидел Наргис на премьере фильма Do Bigha Zameen. В тот день они стояли вместе на сцене, он улыбался, и думал, что у него останется на память фото в ее обществе. И вот на сьемках этого фильма они видятся каждый день, проводят вместе время...
Их еще более сблизил несчастный случай случившийся 1 Марта 1957 года в 4:30 вечера. В Гуджарате шли сьемки знаменитой сцены с пожаром. Наргис закончила гриммироваться и вела странные беседы о смерти. Она смотрела на свои загриммированные руки, которые были усеяны морщинами. «Готовы к съемкам!» прозвучал голос Мехбуба. Через минуту он объявил «Зажигайте огонь!» По фильму Бирджу прячется в одном из стогов сена, и увидев, что он объят огнем, Наргис бросается спасать своего сына. Стоги сена быстро начали гореть, и Мехбуб закричал Наргис «Детка, беги!» это был знак к началу сцены. Наргис нераздумывая бросилась к горящим стогам. Направление ветра переменилось, и вся съемочная группа в ужасе наблюдала Наргис окруженную огнем со всех сторон. Моментально Сунил бросился в огонь и вернулся с испуганной Наргис на руках. Она была обожжена в некоторых местах, но жива.
Сунил Датт после говорил – «Если бы любая другая актриса была на ее месте, я бы не стал рисковать жизнью». Но его героический поступок заставил Наргис посмотреть на него другими глазами. В своем дневнике она писала – «Я – новая Наргис. Все так же по детски наивна как и старая, но пройдя через огонь я чувствую себя счастливой, благодарной и совсем другой...»
И она нашла способ отплатить Сунилу за его геройский поступок. Узнав, что его сестра болеет, она добилась ее перевода в лучшую больницу, и пока та не выздоровела, Наргис присматривала за ее дочерью.
После того Наргис и Сунил все чаще появлялись вместе. Поползли слухи. Однажды Радж Капур ворвался в дом их с Наргис общей знакомой Нилам, и спрашивал насколько правдивы сведения об отношениях Наргис и Сунила. Нилам не знала. Через несколько недель Наргис вернулась в Бомбей и вместе с Нилам поехала на студию Раджа. Радж посмотрел на Наргис, и сказал Нилам – «Ты не хотела мне сказать, но посмотри, у нее все на лице написано». Это была напряженная встреча. На обратном пути Наргис сказала Нилам, что больше никогда не появится на студии Раджа Капура.
5 сентября 1957 года состоялась премьера фильма “Mother India”. Этот вечер безусловно принадлежал Наргис. Ее поклонники толпились вокруг театра. В перерыве Наргис поднялась на сцену и выразила свои соболезнования людям пострадавшим в землятресении в Иране. Восемь белых коробок были отправлены в зал для пожертвований. Они вскоре наполнились доверху. Эти деньги были отправлены жертвам землятресения.
В фильме Наргис превзошла все ожидания. Это была безусловно ее лучшая работа в кино. Но после этого фильма Наргис было больше нечего делать. Она выиграла всевозможные премии за эту роль, и после нее для нее было невозможно играть обычные роли. Ей было всего 28 лет, и ее карьера закончилась. Что делать? Сунил Датт нашел ответ этому вопросу.
Наргис часто посещала сестру Сунила. Однажды она задержалась позже обычного и Сунил вызвался проводить ее домой. По пути, он сделал ей предложение. Обсудив это с его сестрой на следующий день, Наргис его приняла.
11 Марта 1958 года Сунил прождал Наргис в течение 3-х часов после назначенного часа свадьбы. Наргис попала в автомобильную пробку, и думала, что Сунил решит, что она решила сбежать от него. Сунил же не двигался с места, боясь, что если он отойдет хоть на минуту, и Наргис появится в это время, она подумает, что он ушел. В конце концов близко к полуночи в этот день Наргис наконец стала миссис Датт.
Наргис мечтала об этом долгое время. Она говорила своим друзьям – «У меня будет самая замечательная и роскошная свадьба. Я буду самой красивой невестой из всех...» У нее не было традиционной индийской свадьбы, но она была одета в красное свадебное сари.
Наргис, которая работала с шестилетнего возраста, решила закончить свою карьеру. Она всегда мечтала «стоять на крылечке дома, с моими детьми – девочкой и мальчиком, и ждать мужа с работы». Ее мечта сбылась.
Порвав с прошлым, Наргис начала новую жизнь. В течение года на свет появился Санджай. За ним – Намрата и Прия. Продюссеры ждали ее возвращения 9 лет. Она вернулась в фильме Saat Aur Din, и получила Национальную Премию за свою роль.
Двадцать лет спустя после выхода фильма Мехбуба на экраны, Наргис боролась за свою жизнь в Нью Йоркском раковом отделении госпиталя. Друг спешил навестить ее. В эмоциональном порыве он сказал водителю такси, американцу, что едет к женщине, которая сыграла Мать Индию. Удивительно, но американец видел этот фильм. Это был единственный индийский фильм, который он смотрел за всю свою жизнь. Он не взял денег за проезд, а велел купить на них букет цветов для Наргис.
Это была дань водителя такси незабываемой актрисе. И незабываемому исполнению роли.
Наргис часто играла женщин с любовными проблемами, которые приводили к трагическому концу - примером тому Mela (1948), Andaaz (1949), Jogan (1950), Babul (1950), Deedar (1951) и Bewafaa (1952).
В реальной жизни, ее роман с к тому времени уже женатым Раджем Капуром был слиянием душ. После Awaara - Бродяга (1951) она работала исключительно с ним, отказавшись от фильма своего учителя - Мехбуба Aan (1952). Пара Радж Капур-Наргис обладала таким экранным притяжением, невиданным в индийском кино ранее. Они поливали экран своей страстью во многих фильма. Наргис знала о пристрастии Раджа к белому и начала часто одевать этот цвет. Ее знали как женщину в белом. Она даже встречалась с министром Моражи Десаи пытаясь получить санкцию на ее брак с Раджем.
Но в 1956 году пара распалась оставив Chori Chori (1956) как свой последний фильм вместе. Она сделала специальное появление в его продакшн Jagte Raho (1956) ради старых времен, и очень символичной стала сцена, когда Наргис становится женщиной, которая в конце концов утоляет жажду Раджа Капура.
Уже без Раджа в ее жизни, Мехбуб предложил ей роль в своем фильме Mother India (1957).
Этот фильм стал одой индийской женщине. Эпическая сага о страданиях бедной женщины фильм стал цветным римейком раннего черно-белого фильма Мехбуба Aurat (1940). Этот фильм стал пиком карьеры Наргис и заработал ей премию за лучшую женскую роль на престижном фестивале в Карловы Вары. Он так же был номинирован на Оскар.
Во время сьемок этого фильма, в сцене с пожаром Наргис была заблокирована между двух стогов сена. Сунил Датт, который играл сына Наргис в фильме спас ее. Он сделал ей предложение и она его приняла, перестав сниматься в кино после замужества. Она снималась еще только в одном фильме после - Raat Aur Din (1967) за который получила Национальную Премию.
Она умерла от рака 3 мая 1981 года - в год экранного дебюта её сына - Санджая Датта.
Настоящее имя - Фатима Рашид
Родители - Мать - Джадданбаи
Муж - Сунил Датт
Дети - Сын - Санджай Датт, дочери - Намрата и Прия
Известна как Женщина в белом