БЕНЕГАЛ, Шьям
(Benegal, Shyam)

http://s49.radikal.ru/i123/1002/21/7fc3226306fd.jpg

Индийский режиссер. Родился 14 декабря 1934 года в городе Три-мулгхерри, штат Андхра Прадеш.

Кино Бенегал "заболел" в раннем детстве. Будучи двоюродным братом известного актера и режиссера Гуру Датта, Шьям много часов проводил в павильонах киностудии и первый любительский фильм снял отцовской камерой в 12 лет. Но семья настояла на том, чтобы прежде чем оконча­тельно сделать выбор, юноша должен получить "серьезную" профессию, и он поступил в Османский универ­ситет в Хайдарабаде, где не только изучал экономику, но активно участ­вовал в постановках студенческого театра и организовал кинематогра­фическое общество.

Прежде чем стать режиссером игрового кинематографа, Шьям Бенегал прошел хорошую школу на телевидении и в документальном кино. Несколько лет работы (1960 — 1974) на индийском, английском и американском телевидении, где режиссеру приходилось пробовать силы в разных "жанрах" — начиная от рекламных роликов (он создал их более 900) и кончая производством документальных и научно-популяр­ных лент, приучили его к соблюде­нию строжайшей дисциплины, уме­нию "укладываться" в самые кратчайшие сроки и снимать в условиях жесточайшей экономии. Все эти ка­чества оказались полезными в даль­нейшей карьере режиссера, когда он решил работать в игровом кино. И скромный бюджет его первого фильма "Росток" никак не отразился на его художественном качестве. Драматическая история деревенской служанки (одна из лучших ролей Смиты Патиль), осмелившейся про­тивостоять деспотичным и наглым хозяевам, поразила зрителей не столь­ко сюжетом (в индийском кино за всю его длинную историю были со­зданы сотни лент о бедных девуш­ках, ставших жертвами жестокости богачей), сколько режиссерским и актерским решением темы. Суровый реализм, подчеркнуто сухая, почти документальная манера повество­вания, убедительность человеческих характеров сделали картину Бенегала заметным явлением в индийском кино. "Росток" был признан "лучшим национальным фильмом 1975 года" и получил 43 приза на фестивалях в Индии и других странах. Бенегал получил возможность продолжить работу в игровом кино, и к концу 90-х годов на его счету набралось во­семнадцать полнометражных лент, несколько телесериалов и множество документальных картин, большая часть из которых получила широкое признание не только на родине Бе­негала, но и за рубежом.

Будучи по собственному призна­нию "трудоголиком", режиссер не знает "творческих простоев". Если нет работы в кино, он снимает филь­мы для телевидения, одновременно пытаясь найти деньги для постановки новой игровой картины. Пользуясь огромным влиянием во многих пра­вительственных организациях, Бене­гал не скрывает, что многие фильмы снимает "по заказу" — съемки "Неру" финансировало правительство Ин­дии, "Пробуждение" — Совет разви­тия национальной промышленности, а "Путешествие" — Компания индий­ских железных дорог.

Бенегалу принадлежит своеобраз­ный "рекорд" — пока он остается единственным в истории националь­ного кино режиссером, которому были собраны средства для съемок среди крестьян, видевших его "Рос­ток". Не ставя никаких предваритель­ных условий относительно темы или сюжета будущей ленты, они вручили режиссеру значительную сумму денег, не сомневаясь в том, он способен показать на экране жизнь индийской деревни такой, какая она есть.

В своем творчестве Бенегал анали­зирует проблемы, которые волнуют общество, причем делает это с по­зиции рядового индийца, и именно этой доступностью, ясностью, четко выраженной авторской позицией его фильмы столь близки тем, к кому они обращены. "Росток", "Конец ночи", "Трудная роль", "Век Кали", "Сардари Бегум" — разные по темам картины, однако каждая из этих работ — своего рода исследование определенного пласта индийского общества, проведенное не только точно и интересно, но со знанием и любовью к объекту. Более того, Бенегалу удалось "объять необъят­ное" — острота и актуальность про­блематики в его лентах всегда со­единены со зрелищностью, захваты­вающим сюжетом и прекрасными актерскими работами. Для индийс­кого кино, где параллельно сущест­вуют "развлекательное" и "социаль­ное" кино, такой подход стал подлин­ным откровением.

Острое социальное содержание и гармоничная форма, в которой естественно "соседствуют" традици­онные индийские мотивы и евро­пейская манера съемок, наконец, обращение к самым широким слоям населения сделали фильмы Бенегала популярными не только у творчес­кой интеллигенции, оценившей высокий профессионализм режис­сера, изящность построения мизан­сцен и отточенность ракурсов съе­мок, но и самого широкого зрителя. Шьям Бенегал стал едва ли не един­ственным режиссером "нового" кино, фильмы которого смотрит вся страна.

И. Звегинцева

http://s55.radikal.ru/i148/1002/99/b5aaa81caf25.jpg

Фильмография: "Росток" (The Seedling / Ankur), 1975; "Чарандас-вор" (Charandas Chor), 1975; "Пробуждение" (Manthan), 1976; "Конец ночи" (Nishant), 1976; "Трудная роль" (Bhumika), "Кондура" (Konduraj, "Благодеяние" (Anugraham), 1977; "Полет голубей" (Junoon), 1978; "Век Кали" (Kalyug), 1981; "Восхождение" (Arohan), "Неру" (Pandit Nehru), "Сатьяджит Рей" (Satyajit Ray), I 982; "Базар" (Mandi), 1983; "Прошлое, настоящее и будущее" (Trikal), 1986; "Сусман" (Susman), 1987; "Путешествие (Yatra), 1987; "Море рассказов" (Katha Sagar), 1986- 1991; "Внутренний голос" (Antapnaad), 1 993; "Седьмой конь солнца" (Suraj Ka Satvan Ghoda/Seventh Horse Of The Sun), "Рассказы Амравати" (Amravati kj kathayen), 1994; "Мамо" (Mamo), 1995; "Становление Махатмы" (Making of the Mahatma), 1995; "Сардари Бегум" (Sardari Begum), 1997.

Библиография: Звегинцева И. Киноискус­ство Индии. М. 1986; Краткий энциклопеди­ческий словарь по индийскому кино. М. 1995; Ramachandran T. Indian Cinema. Bombay. 1993.

http://kinocenter.rsuh.ru/asbenegal.htm

http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=1489

Отредактировано mari-lance (2010-02-27 02:19:30)