"Непохищенная невеста" / "Dilwale dulhania le jayenge" (досл. "Истинно влюблённый получит невесту").
Год выпуска: 1994 или 1995.
В ролях: Шахрукх Кхан, Каджол, Амриш Пури, Фарида Джалал, Анупам Кхер, Химани Шивпури, Пуджа Рупарел, Сатиш Шах, Пармит Сетхи.
Ой, много буду писать, длинным будет рассказ, просто мыслей не хватит, чтобы всё охватить.
Ну что сказать о сём шедевре, когда сказано ой как много всего?!
На фоне массовой, тотальной "зубодробиловки", однотипных боевиков, которыми буквально задушили зрителей конца 80-ых-начала 90-х годов и из-за которых я считала, что прекращаю смотреть любимое индийское кино, - Адитья Чопра под баннером папы, как ураган, вдруг из ниоткуда ворвался в нашу жизнь и прочно поселился в ней с этим чистым, светлым, добрым, порой смешным, романтичным, музыкальным, жизнеутверждающим фильмом, и за это Адитье Чопре честь и хвала до погребальных носилок и дольше.
Вроде бы ничего особенного в фильме нет, есть романтичная история, пара влюблённых, конфликт между отцом и детьми – обычный штатный набор хиндифильмов. Но зацепил же он сердца миллионов зрителей, и не только в своей стране, но и за рубежом, уж сколько лет не сходит с афиш кинотеатров Индии при полных залах и всё с таким же оглушительным успехом. В чём причина его успеха? В чём загадка популярности? Да все очень просто. Опять тот же набор вечных истин – любовь, обычаи, верность традициям, душевность, и, конечно же, особая аура, энергетика фильма, игры актёров – всех без исключения. Пусть сколько хотят говорят, что драка в финале смешна и нереальна – мне это было совершенно безразлично – разве же это главное? Пусть (для некоторых зрителей) драка смешна, пусть нереальна – но накала страстей не отнять, глаза Раджа, его дрожащий от гнева кулак не спрятать. Главное в фильме - чувственное видение режиссёра, визуальное восприятие зрителем, беспроигрышность сценария, гениальные работы актёров и песни.
Шахрукх Кхан. Великолепная работа, а как же может быть иначе, я сейчас уже точно не могу вспомнить, а в каком именно фильме впервые я открыла для себя этого гениального актёра, - наверное, первые фильмы, которые я увидела с Шахом, это были фильмы "Koyla" и "Darr", - так вот у меня получилось, - поэтому представление о нём у меня уже было (в фильме "Koyla" я даже жалею, что к Шанкару голос вернулся, зачем, ведь Шахрукх Кхан отлично всю роль сыграл взглядом, изменениями выражений взглядов, а в фильме "Darr" Шахрукх Кхан меня просто сразил наповал своей эмоциональной гениальной игрой и я буквально "заболела" этим актёром, и стала смотреть все подряд фильмы, которые могла достать, с его участием). Эффектным было появление его героя Раджа в этом фильме (в "Непохищенной невесте"): футбольное поле и Радж впереди команды всей с победоносным криком и прыжком, полнейший драйв – как ураган, влетел в сознание зрителей этот обычный, немного бесшабашный, с проказливым, но безобидным юмором, симпатичный, добрый, душевный паренёк. Далее мы видим развитие его характера – этому способствовали знакомство с Симран, любовь, а также тот напряженный конфликт с отцом девушки – он и был ключевым в фильме. Не было бы этого противостояния – Радж бы был совсем другим, здесь он прошёл словно через "армейское" воспитание, устоял, возмужал, раскрылся лучшей стороной своей души. И мы действительно видим, что это, прежде всего, надёжный парень, чувственный, терпеливый, мужественный, добрый, душевный, дипломатичный, безотказный, нежный, уважающий старшее поколение, обычаи, традиции, свои корни наконец, - и в то же время озорной, юморной. Все эти грани отлично удалось показать Шаху в своей игре. Каждая сцена – маленький шедевр, штрих, оттенок. Обожаю сцены с голубями, сцену прощания героев на вокзале, сцену финального монолога Раджа. Да что там говорить, мне трудно выделить самые любимые сцены в фильме, хотя потом в конце отзыва постараюсь.
Каджол. А вот с Каджол у меня это был первый фильм, здесь я с ней познакомилась, и она мне понравилась сразу: её внешность, её громадные глаза и длинные роскошные волосы, падающие ей на лицо, а потом по всему фильму её игра, её выражение чувств, её спонтанность, искренность, и к финалу фильма я её уже безумно полюбила. Очень трогательные сцены с отцом Балдев Сингхом, про совместные сцены с Раджем – молчу, без комментариев, химия убойная!!! Героиня Каджол здесь чисто традиционная индийская девушка, воспитанная в строгих рамках пенджабского воспитания – в этом стержень характера героини, но я бы не сказала, что это "ходячий ортодокс", европейское влияние даёт о себе знать и это только на пользу. Хотя ещё неизвестно: если бы не встретился бы ей такой парень, как Радж, – вполне возможно, что из Симран получилась вторая мама Ладжо, хотя и здесь спорный вопрос, в чертах характера Симран большое влияние имеют гены папы – пенджабское упрямство и напористость. Такую девушку, как Симран, не удастся взять "за рога да в стойло", того и гляди, копытом шибанёт! Характер своей героини Каджол удалось отыграть на все 100 процентов и с лихвой, с присущим ей азартом, спонтанностью и порывистостью чувств.
Амриш Пури. Ну что сказать, для большинства неискушённых зрителей роль Балдева Сингха стала поворотной в творчестве Амриша Пури от "злодейского" амплуа к ролям крепкого, как кремень, отца с золотым сердцем.
Многие спорят: так положительная его роль или же отрицательная. Лично для меня, несомненно положительная. Вообще образ Балдева Сингха как характерного отца хиндифильмов – собирательный. Кстати, Адитья Чопра и писал сценарий именно под Амриша Пури. Его герой - это авторитарный глава семейства, чисто пенджабского разлива, эмигрант, сколотивший небольшой капитал вдали от Родины, но безумно преданный своей стране Индии, родному Пенджабу, тоскующий по запаху родной земли, вскормившей и воспитавшей его, верный обычаям и традициям, всем сердцем любящий отец, но есть маленький нюанс – доля ортодоксальности воспитания, природное упрямство, в какой-то мере эгоистичность и вспыльчивость характера. Но ко всему тому он верен своему слову, дружбе. Да, его отношения с женой не нектар, а мёд с горчинкой, хотя по-своему героиня Фариды Джалал – Ладжо - счастлива, как большинство индийских жён и матерей, сила привычки с годами может перерасти в любовь. Стоит посмотреть в глаза Ладжо на её поведение. Ну да ладно, о ней ещё поговорим. Как Амриш-джи рассказывал в своей книге, часть характера героя он позаимствовал у своего собственного отца, добавив своей филигранности, и это сработало. Особенно люблю сцену разговора между ним и Каджол о поездке по Европе. Сколько отеческой нежности и любви в его глазах, а этот поворот головы, когда Симран задала вопрос напрямую, крупный план, пауза и зритель видит как меняется выражение лица отца от настороженного удивления к молчаливому согласию, пониманию и нежности, и потом это порывистое от души объятие отца и дочери – очень трогательная и милая сцена.
А чего только значит песенно-танцевальный выход на помолвке под песенку, которую когда-то очень душевно исполнил герой Балраджа Сахни в фильме «Waqt» - опять же Амришу здесь равных нет – вначале всеобщее нервное напряжение, а потом вселенский "отрыв", драйв, светящееся озорной улыбкой и в то же время минутным смущением лицо героини Фариды Джалал и нежное лицо Амриша, его степенные, плавные танцевальные движения, типа "гусь лапчатый" - услада для глаз.
Амриш выложился весь без остатка, он не сыграл – он прожил, энергетика и харизма потрясающая, словно вулкан: порой взрывная до полного уничтожения, порой плавно, но горячо льющаяся магма, порой нежное дыхание тёплого ветра. Финальная сцена разговора, вернее, шаховского монолога – Амриш с выпученными глазами - вполне считаю оправдана, если бы ни этот гнев, ни пощёчины – не было бы должного эффекта, да и чего скрывать "этот фирменный взгляд" - торговая марка Амриша, и все без исключения режиссёры безумно любили эксплуатировать подобный штрих, хотя есть много исключений, но эмоции гнева Амришу как никому другому удаётся сыграть на грани лезвия, так что вся съёмочная группа в напряжении.
Единственное, за что должно быть стыдно представителям "комиссии по раздаче наград", так это за то, что гениальный актёр Амриш Пури за эту роль при жизни не был награждён, а лишь после смерти его сын Раджив получил награду.
Фарида Джалал. Об их экранной паре с Амришем Пури писали многие критики и зрители, и это вполне оправдано. Женственность, душевность, внутренняя доброта и теплота, скромность и обаяние героинь актрисы Фариды Джалал всегда дополняли и разбавляли экранных персонажей артиста Амриша Пури, с присущей им жёсткостью характера, вспыльчивостью, горячностью темперамента и упрямством, привыкших повелевать. И этот фильм не исключение. Что сказать о героине Ладжо, супружеская жизнь её непроста, но вполне надёжна, стабильна, где есть место и горечи, и любви, и нежности, и пониманию. Традиционная индийская жена, мать, жертвенность у неё в крови, хотя умом она и понимает, что такого быть не должно, дочери бы она точно этого не пожелала. Но в то же время забота о муже, о семье – главное для неё. Её душевная простота и мудрость, а порой и смелость поступков, решимость, подкупает зрителя. Отлично сыгранная роль, недаром Фарида Джалал была удостоена награды за роль второго плана.
Анупам Кхер. Безумно нравятся мне его образы - все без исключения, всегда добавит, тепла, изюминки, здорового юмора и доброты. В линии "отец и сын" с Шахом он бесподобен, самый лучший, на мой взгляд, шаховский папа. У них даже и в характере полный сангам, эти отношения скорее дружеские, чем отцовские – лёгкость и непринужденность, в то же время взаимное уважение и любовь – вот что характеризует эти отношения. Намёк на любовную линию между героем Анупама Кхера и героиней Хемани Шивпури – блистателен, с долей юмора, без улыбки не взглянешь. Что он, что она, потрудились и сыграли на славу.
Сатиш Шах. Добродушный папаша, верный друг, простой как три рубля, с долей подобострастия, заискивания, но всё же отлично смотрится в фильме.
Пармит Сетх. Парень этот в роли Кульджита смотрится неплохо, этого актёра я видела всего пару раз в фильме, внешне ничего особенного, но умело удалось ему передать нахальство, недалёкость ума, самолюбие, подобострастие и чванство.
Химани Шивпури. Украсила своим присутствием фильм, без неё не было бы той изюминки, которую они внесли напару с Анупамом Кхером.
Пуджа Рупарел. Талантливая девочка, в роли Раджешвари (Чутки) (Младшенькой) очень понравилась, естественно сыграла, ни грамма фальши.
Мои наилюбимейшие сцены в фильме (хотя обожаю весь фильм от и до):
1. Первые сцены с Шахом, когда нам показывают "крутизну" героя (с мячом, на мотоцикле, и т.д.)
2. Возвращение Раджа домой после провала итоговых экзаменов, разговор с отцом.
3. Сцена разговора между Симран и отцом Балдевом Сингхом, когда она просит разрешения отца на свою поездку по Европе.
4. Первая встреча Раджа и Симран в тамбуре.
5. Сцена меджу Раджем и Симран в сарайчике.
6. Сцена в церкви между Раджем и Симран.
7. Сцена помолвки.
8. Сцена расставания Симран и Раджа на вокзале.
9. Разговор между Симран и матерью о "жертвенности" женщины.
10. Музыкальные сцены все обожаю, и мне трудно выделить какую-то одну.
Но, наверное, всё-таки особенно выделю две наилюбимейшие музыкальные сцены: сцена расставания Симран и Раджа на вокзале: Симран приглашает Раджа на свою свадьбу, а Радж с еле сдерживаемыми слезами и улыбкой отвечает отказом, и сразу звучит красивейшая музыка и песня Na Jaane Mere, как ножом по сердцу, у меня всегда дыхание останавливается, когда слушаю эту эмоциональную прекраснейшую песню, которая звучит сразу же после расставания героев, и клип снят очень оригинально и символично раскрывает содержание песни: Симран и Радж едут по домам, но останавливаются, и повсюду им чудится любимый (любимая), и они понимают, что влюбились. И ещё одна красивейшая наилюбимейшая песня и клип: сцена в поле среди жёлтых цветов: Симран рано утром на рассвете просыпается, услышав мелодию Раджа, и, забыв обо всём на свете, бежит навстречу любимому, и звучит такая красивейшая песня Dujhe Dekha To , а красивейший клип снят в самых лучших традициях классического индийского кино и будет жить вечно, пока живо индийское кино и его поклонники.
11. Сцены между отцом Раджа и тётушкой.
12. Сцена в карвачоут, когда ни Симран, ни Радж не ели весь день, а вечером кормят друг друга из рук и эту идиллию молодых видит случайно выглянувшая в дверь мама Симран, Ладжо, и последовавший за этим монолог Раджа, обращённый к матери Симран, Ладжо.
13. Кульминационная сцена финального монолога Раджа перед отцом Симран, Балдевом Сингхом.
14. Финальная сцена на вокзале (драка парней, которые чуть не поубивали друг друга, если бы отцы вовремя их не разняли), а потом Симран бежит к своему Раджу и догоняет поезд, и Радж опять, как в самом начале, протягивает ей свою надёжную руку и подсаживает в вагон, все эти мелкие детали - повторяющиеся эпизоды стопроцентно жанрового кинофильма, законченность и закономерность, из которых и состоит сюжет фильма в целом.
15. Сцены кормления голубей - как в Лондоне, так и в Пенджабе.
Можно написать ещё такой же (если не длиннее) список сцен, которые я обожаю в этом фильме.
Фильм заслужил массу наград и не зря. Это уже классика, которая будет жить вечно, пока живо индийское кино и его поклонники. Это один из самых лучших и любимых индийских фильмов всех времён.